Применение чисел Фибоначчи в последующих примерах (рис. 13.42 - 13.49) имеет некоторые особенности, на которых следует остановиться подробнее.
Инструменты, основанные на последовательности Фибоначчи, - веерные линии, дуги и временные зоны.
Компьютерная программа по техническому анализу, разработанная компанией "Компутрэк", позволяет использовать три инструмента, основанные на числовой последова-тельности Фибоначчи: веерные линии (fan lines), дуги (arcs) и временные зоны (time zones). Что такое временные зоны, мы уже объяснили выше. Напомним, что речь идет о верти кальных линиях, которые строят путем прогрессивного отсчета от значительных вершин или оснований с целью заранее выявить возможные временные показатели ("временные периоды" Фибоначчи). На графиках цен вертикальные линии наносятся в соответствии с периодичностью чисел 5, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и далее вправо от начальной точки. Числа 1, 2 и 3, также входящие в последовательность Фибоначчи, опускаются. Цель этого метода -выявлять значительные изменения тенденции или непрерывного движения в направлении последней - вблизи временных ориентиров Фибоначчи.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13.34 Пример пятиволнового роста. Обратите внимание на образование вершины 5 у первой линии канала.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 35 Пример пятиволнового падения. Вершина волны 4 не должна превзойти уровень нижней точки волны 1. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что волна 5 подразделяется на пять меньших волн. Наиболее надежные линии тренда проводят через вершины волн 2 и 4.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 36 Пример месячного графика (вверху) показывает пять волн основной нисходящей тенденции, причем последняя волна подразделяется в свою очередь еще на пять. Недельный график (внизу) - более детальное разбиение тех же волн. Обратите внимание на несколько пятиволновых нисходящих тенденций разной степени. Последнее падение с уровня начала 1984 года также разбилось на пять волн, что указывает на приближение цен к подножию рынка.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 37 Еще один пример пятиволнового роста. Обратите внимание на линии канала и пятиволновое разбиение каждой импульсной восходящей волны. Волна 4 сформировала треугольник консолидации, который также состоит из пяти волн. Треугольники, как правило образуются волной 4.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 38 Пример пятиволнового падения. В данный момент цены образуют пятую волну тенденции падения с вершины, зафиксированной в начале 1983 года и превышающей 14-долларовую отметку. Обратите внимание, как основная волна 3 подразделяется, в свою очередь, на пять волн. Пятая основная волна, начавшаяся на уровне десяти долларов, похоже, тоже разбилась на пять волн. Обратите внимание на треугольник в волне 4 последней волны.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 39 Обратите здесь особое внимание на то, как модели консолидации разбились на пять волн. Симметричный треугольник (январь-февраль) образован пятью волнами (внизу). Треугольники обычно предшествуют последней волне.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 40 Пример недельного графика. В ходе тринадцатимесячной коррекции вниз (число Фибоначчи!) цены прошли почти 38% расстояния предыдущего роста и затем снова стали подниматься. Обратите внимание на классическую коррекцию А-В-С, в которой волна С подразделяется на пять меньших волн.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 41 Коррекция, происходившая с сентября по декабрь, также приняла классическую форму А-В-С. Волна С состояла из пяти волн. Коррекция цен вниз чуть-чуть превзошла 50% расстояния предыдущего роста. Обратите внимание, что пять волн последующего роста, возможно, уже завершились.
По своему построению веерные линии Фибоначчи очень напоминают линии скорости . На графике выявляются два экстремума - обычно значительная вершина и основание, затем проводится вертикальная линия от второго экстремума к уровню начала движения. Затем длину вертикальной линии делят на 38%, 50% и 62% и через отмеченные точки проводят линии от самого начала тенденции. Полученные с помощью коэффициентов Фибоначчи три линии должны служить уровнями поддержки и сопро-тивления при последующих реакциях.
Дуги Фибоначчи включают временной аспект. Построение дуг аналогично построению веерных линий; они проводятся от вершины или основания в соотношении 38%, 50% и 62% к предыдущему ходу цен. Дуги показывают не только место предполагаемого уровня поддержки или сопротивления, но также указывают время, в которое он должен появиться.
Как правило, веерные линии и дуги используют совместно. На графике могут быть построены также временные зоны. Поскольку все три инструмента устанавливают важные уровни поддержки или сопротивления, то в случае совпадения двух или более линий сигнал тенденции окажется более достоверным.
На приведенных примерах наглядно показаны все три типа линий. Очевидно, пользователю придется немало экспериментировать с целью выработки наилучшего способа сочетания этих достаточно сложных инструментов с другими, более традиционными методами технического анализа. Облегчить задачу вам поможет компьютер и программа "Компутрэк" (графики на рис. 13.42 - 13.49 построены с помощью этой программы).
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 42 Примеры веерных линий Фибоначчи. Веерные линии напоминают линии скорости, однако, служат ориентирами последующих коррекций на 38%, 50% и 62%. Они могут быть использованы для определения уровней поддержки и сопротивления, их пересечение сигнализирует о целесообразности открытия длинных или коротких позиций. Веерные линии проводят от значительного экстремума рынка - верхнего или нижнего.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 43 Примеры дуг Фибоначчи. Способы построения дуг и веерных линий практически не отличаются - и те, и другие основаны на 38%, 50%, 62%-ных отношениях длины коррекции к предыдущему движению цен. С помощью дуг можно определить временные ориентиры для Уровней поддержки и сопротивления. Дуги, показанные на графике, выстроены от декабрьского основания. Обратите внимание на приостановку цен у двух верхних дуг.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 44 Пример комбинированного применения веерных линий и дуг. В точке пересечения веерной линии и дуги вероятно появление более сильного уровня поддержки или сопротивления.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 45 Временные ориентиры на основе последовательности Фибоначчи устанавливают путем прогрессивного отсчета от важных вершин или оснований рынка. В приведенном примере отсчет произведен от октябрьского пика. Вертикальные линии отмеряют пятый, восьмой,тринадцатый, двадцать первый, тридцать четвертый, пятьдесят пятый и восемьдесят девятый торговые дни в будущем. В эти дни могут произойти важные повороты рынка.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13.46 Еще один пример комбинированного использования веерных линий и дуг, построенных от основания. Обратите внимание на то, как дуги "поддерживали" движение цен и помогали определять временные ориентиры поворотов рынка.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13. 47 Пример построения временных ориентиров на том же графике. Обратите внимание на уверенное совпадение последних с некоторыми поворотами рынка. Временные ориентиры отмерялись от августовского основания. Примечательно также то, что с того времени до февральской вершины прошло почти сто сорок четыре дня.
[You must be registered and logged in to see this image.]
Рис. 13.49 Пример недельного графика цен того же фьючерсного контракта, что и в предыдущих примерах, с выстроенными временными ориентирами. Буквально каждый из них, представленный вертикальной линией, совпал с поворотом рынка. Временные ориентиры отсчитывались от нижней точки, зафиксированной летом. Особое внимание обратите на то, что летнее основание рынка отстоит от зимнего (декабрьского) на двадцать одну неделю.
Джон Дж. Мэрфи